Подросток - это не сложный возраст. Это сложная жизнь.

Борис Немиринский
IMG_0170.JPG


При об­ще­нии с кол­ле­га­ми ге­шталь­ти­ста­ми мне ча­сто при­хо­дит­ся слы­шать, что ра­бо­тать с под­рост­ка­ми неве­ро­ят­но слож­но и на­до быть «д*лба­ну­тым», чтобы на та­кое ре­шить­ся; что это очень слож­ный воз­раст и силь­но спе­ци­фич­ная ра­бо­та; и бо­лее то­го, что ра­бо­та с под­рост­ка­ми — это во­об­ще не пси­хо­те­ра­пия.

Ска­жу так, ра­бо­тать с под­рост­ка­ми — это дей­стви­тель­но не «соп­ли же­вать». Нуж­но по­сто­ян­но дер­жать вы­стро­ен­ные гра­ни­цы, уметь не раз­ру­шать­ся от ча­сто­го обес­це­ни­ва­ния, быть устой­чи­вым и не «вва­ли­вать­ся» в соб­ствен­ные под­рост­ко­вые трав­мы. Это дей­стви­тель­но не про­сто, и не каж­до­му уда­ет­ся. Но это во­все не озна­ча­ет, что сле­ду­ет пре­вра­щать под­рост­ков в «мон­стров» или при­рав­ни­вать об­рат­но к де­тям от то­го, что не мо­же­те с ни­ми спра­вит­ся.

Итак, у ме­ня есть два про­стых утвер­жде­ния, поз­во­ля­ю­щих раз­вен­чать боль­шин­ство ми­фов про ра­бо­ту с под­рост­ка­ми.


ВО-ПЕРВЫХ, зна­чи­тель­ная часть травм, с ко­то­ры­ми взрос­лые кли­ен­ты об­ра­ща­ют­ся к пси­хо­те­ра­пев­ту, при­хо­дят­ся имен­но на под­рост­ко­вый воз­раст. За этот пе­ри­од лю­ди пе­ре­жи­ва­ют боль­шую часть трав­ми­ру­ю­щих со­бы­тий: пер­вая друж­ба, пер­вая лю­бовь, услож­не­ние со­ци­аль­ной жиз­ни, пер­вые опы­ты от­вер­же­ния, по­бе­ды, по­ра­же­ния и т.д. По­это­му, по боль­шей ча­сти, МЫ ВСЕ РАВНО РАБОТАЕМ С ПОДРОСТКОВЫМ ВОЗРАСТОМ, де­лая это на­пря­мую или об­ра­ща­ясь к вос­по­ми­на­ни­ям кли­ен­та. И в этом нет ни­че­го спе­ци­фич­но­го.


ВО-ВТОРЫХ, есть очень по­пуляр­ное убеж­де­ние, что под­рост­ко­вый воз­раст — это та­кие осо­бен­но­сти гор­мо­наль­ной пе­ре­строй­ки ор­га­низ­ма, ко­то­рые силь­но вли­я­ют на по­ве­де­ние. По мо­е­му опы­ту, это не со­всем так. Бо­лее важ­ным здесь ока­зы­ва­ет­ся то об­сто­я­тель­ство, что ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, В КОТОРУЮ ПОПАДАЕТ ПОДРОСТОК, САМА ПО СЕБЕ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ.


В рам­ках ра­бо­ты в ПЦ «Пе­ре­кре­сток» мне при­хо­ди­лось про­во­дить тре­нин­ги для школь­ных учи­те­лей по осо­бен­но­стям под­рост­ко­во­го воз­рас­та. Мои объ­яс­не­ния пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей под­рост­ко­во­го воз­рас­та вы­гля­де­ли при­бли­зи­тель­но так: пред­ставь­те, что Вас вне­зап­но по­вы­си­ли по служ­бе и на­зна­чи­ли на долж­ность ди­рек­то­ра шко­лы. Это по­вы­ше­ние в долж­но­сти не бы­ло для Вас ожи­да­е­мым со­бы­ти­ем. Это про­изо­шло имен­но вне­зап­но. И те­перь все ва­ши сло­ва, по­ступ­ки и дей­ствия име­ют го­раз­до бо­лее се­рьез­ные по­след­ствия, чем вы при­вык­ли. Бо­лее то­го, Вас ни­кто не по­зна­ко­мил с долж­ност­ной ин­струк­ци­ей и не пе­ре­дал Вам де­ла от преды­ду­ще­го ди­рек­то­ра, а Вам, тем не ме­нее, необ­хо­ди­мо со­от­вет­ство­вать ожи­да­ния окру­жа­ю­щих вас лю­дей. Вы долж­ны ис­пол­нять обя­зан­но­сти ди­рек­то­ра шко­лы, пред­став­ле­ния о ко­то­рых у вас по­ка до­воль­но смут­ные, опы­та нет ни­ка­ко­го, а от­ка­зать­ся Вы не име­е­те пра­ва. Та­кая си­ту­а­ция со­про­вож­да­ет­ся неве­ро­ят­ным уров­нем эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния. Ско­рее все­го в бу­ду­щем вы на­учи­тесь со всем этим справ­лять­ся без осо­бо­го тру­да. Но по­ка вы бу­де­те при­спо­саб­ли­вать­ся к но­вым усло­ви­ям и жить в этом на­пря­же­нии, вы успе­е­те «по­ку­сать» всех во­круг, кто «под­вер­нет­ся вам под ру­ку».

В та­кой же си­ту­а­ции ока­зы­ва­ет­ся под­ро­сток. Имен­но этот пе­ри­од и на­зы­ва­ет­ся под­рост­ко­вый воз­раст. Это тя­же­лое вре­мя, ко­гда на под­рост­ка ВДРУГ сва­ли­ва­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство от­вет­ствен­но­сти и пра­вил, с ко­то­ры­ми он по­ка тол­ком не зна­ет, как об­хо­дить­ся. А со­ци­ум уже тре­бу­ет, чтобы он со­от­вет­ство­вал этим пра­вил и успеш­но ис­пол­нял свои обя­зан­но­сти. Ко­му-то уда­ет­ся при­спо­со­бить­ся лег­ко и в ко­рот­кий срок, а ко­му-то этот пе­ре­ход да­ет­ся тя­же­лее. Под­рост­ки пе­ре­жи­ва­ют этот пе­ри­од сво­ей жиз­ни, по­сто­ян­но на­хо­дясь в боль­шом на­пря­же­нии. Ду­маю, что лю­бой взрос­лый че­ло­век, пе­ре­жи­вав­ший кри­зис­ные мо­мен­ты в сво­ей жиз­ни, пой­мет, о чем я го­во­рю. Ес­ли на­хо­дить­ся в по­доб­ном со­сто­я­нии — лю­бое неча­ян­но бро­шен­ное сло­во мо­жет ра­нить и оби­деть до глу­би­ны ду­ши, да­же ес­ли у го­во­ря­ще­го не бы­ло та­кой це­ли. ИМЕННО ЭТО НАПРЯЖЕНИЕ И ОБЪЯСНЯЕТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ С НИМИ.

Под­во­дя ито­ги: ра­бо­та с под­рост­ко­вым воз­рас­том — это в ос­нов­ном ра­бо­та с пе­ре­жи­ва­ни­ем кри­зис­но­го пе­ри­о­да жиз­ни. Воз­раст­ные осо­бен­но­сти тут то­же име­ют ме­сто, но они не на­столь­ко силь­но вли­я­ют на ра­бо­ту, как при­ня­то счи­тать.

другие статьи Борис Немиринский